2005, II-й,  Документы,  Новости

Интервью с Юрием Молодковцом

Фотография как отзвук в сердцах зрителей

Интервью. (Заметки со 2-го фестиваля «Сто дорог»)

Юрий Молодковец — фотограф-художник Государственного Эрмитажа, автор фотографий к более чем 100 каталогам и альбомам, посвященным собраниям и коллекциям Эрмитажа, книгам по истории и архитектуре Санкт-Петербурга.

Руденко Георгий (Р.Г.):
– Что интересного было в этом фестивале для Вас, для человека, который, судил, а вначале и отбирал призеров в предварительном просмоте? На что Вы обратили внимание?
Юрий Молодковец (Ю.М.):
— В целом, можно сказать, что это весьма удачный проект. Это не удивительно, что люди, отправляясь в путешествие в горы, все берут фотоаппараты, это нормально. И то, что они снимают — это тоже все понятно и нормально. Единственный вопрос в сторону качества этих фотографий: насколько они интересны более широкому кругу, чем авторы и их друзья. Выясняется, что это интересно. Соответственно, можно сразу делать вывод, что, раз это интересно, значит, фотография достойна внимания. А, значит, они находятся в зоне творчества, в зоне искусства, построены по законам искусства. Являются фотолетописью любителей, спортсменов, фотографов. Независимо, кто это сделал, и где. Есть снимок и это уже победа. Хорошо, что сам конкурс не ограничивает, не ставит каких-то рамок (профессионал – непрофессионал), то, естественно, все работы представлены как бы в рамках домашнего фото. Фотография хороша в том контексте, что авторы показывают и тут же рассказывают всем, что ими отражено, и мы чувствуем, фотограф не врет, а говорит правду, вот поэтому его картинка приобретает некое звучание, отзвук в сердцах, и когда мы в жюри получаем конверт и открываем его, мы, условно говоря, получаем чистый лист, на котором нет ничего, а некие художественные достоинства фотографии даже теряются.

Руденко Георгий (Р.Г.):
— Теряется информативность …
Юрий Молодковец (Ю.М.):
— Поэтому всем участникам нужно делать поправку. Нужно анализировать свое творчество. Вообще, фотография — это такое искусство, где составляющая под названием «Анализ и отбор» очень важная часть работы. То есть, фотография — это тот вид искусства, когда фотограф снимает свое произведение за считанные доли секунды. А потом наступает этап, когда он всё сделанное должен оценить. Нажать на кнопку, условно говоря, может всякий дурак, а оценить свою фотографию – уже много труднее..

Руденко Георгий (Р.Г.):
— И выбрать…
Юрий Молодковец (Ю.М.):
— Да, и выбрать. Потому что можно ошибиться, выбрать и представить миру слабые фотографии, а сильную посчитать, что она недостойна показа. И спрятать или стереть файл. Поэтому ещё одна составляющая — человек с фотоаппаратом должен быть культурно образован.

Руденко Георгий (Р.Г.):
— Донести свою культуру через эту фотографию…
Юрий Молодковец (Ю.М.):
— Да. Человек должен объективно провести анализ своей работы, того, что он сделал. И представить то, что получилось, и то, что на его взгляд может рассказать.

Руденко Георгий (Р.Г.):
— Расскажите коротко о призерах. Первое, второе место, Гран-при…
Юрий Молодковец (Ю.М.):
— Те, кто получили первые места… Ну, вообще, я бы сказал, что все номинанты — это достойные, именно достойные работы. Есть всякие нюансы, типа, первое, второе, третье место… Я бы не стал, так градировать, что первое такое уж первое, а третье… Потому что где-то все они одного уровня, просто нюансы есть какие-то… Так уж переживать, что ты взял третье место, а не первое, не стоит. Гран-При серия очень достойная, которая мне понравилась на первом, ещё отборочном, этапе, которая обладает величием, красивая, и кажется, что и нет даже ничего такого экстремального. Там настолько красиво, спокойно, величественно в таком понимании. Любование какой-то территорией. Говорит, как красив наш мир… Они заслуживают Гран-При.

Руденко Георгий (Р.Г.):
— Приз зрительских симпатий с большим отрывом получила такая фотография «Каждому свое», парень несет на спине овцу, а девушка – рюкзак… Она 13 голосов получила, остальные все, скажем, Гран-при 1 получила, на втором месте, по-моему, Кропп, кажется, по 6 получали, т.е разрыв 7. Как можно откомментировать? Контингентом, составом?
Юрий Молодковец (Ю.М.):
— Я Вам могу объяснить, что такие вещи естественны. Курьезы…

Руденко Георгий (Р.Г.):
— Адреналин…
Юрий Молодковец (Ю.М.):
— Не адреналин, эмоции… А такие эмоции, что такие вещи вызывают улыбку. Да, хороша, потому что вызывает и улыбку. И здесь важно хорошее название к такой фотографии.

Руденко Георгий (Р.Г.):
— Например «Невеста на склоне»…
Юрий Молодковец (Ю.М.):
— Сами сюжеты хороши. Я бы, если увидел, тоже, наверное, сфотографировал. Попутно, и невесту и барана на спине тоже…. Но фотографически эти работы не так хороши, как их содержание. Мир повернулся в сторону того, как условно говоря, непрофессионализм в фотографии полил широкой волной. Фотография стала доступна. Все фотографы. Нет такого человека, который не являлся бы по своей третьей специальности фотографом. Любой человек имеет фотоаппарат. Это доступно.

Руденко Георгий (Р.Г.):
— Сколько сейчас людей стремятся учиться на фотокурсах. Некоторые даже берут индивидуальные уроки. И это только вот для себя.
Юрий Молодковец (Ю.М.):
— Курсы как раз говорят о том, что люди немножко хотят освоить. А ведь миллион людей не могут учиться. Но фотографировать будут. И эти фотографии показывают, эти фотографии выходят на зрителя, они визуально воспитывают окружающих. А как они могут воспитывать? Эмоциями. В принципе, коррекция изображения и многие другие тонкие составляющие не важны. Главное – нажал на кнопку, поймал момент, а там уж как и что получилось… Поэтому, поскольку эти фотографии эмоционально хороши, рассказывают интересные истории, вот они получили симпатии. Абсолютно логично. А фотографически они выполнены слабее, чем другие фотографии. Хотя вот снимок с невестой мне понравился сразу…

Руденко Георгий (Р.Г.):
— Снимок «Лови меня, любимый» (2-е место в номинации «Портрет») создавался интересно и необычно. Наташа Никитенко, которая придумала этот проект, собрала 3 невест, жениха и уговорила поехать в Токсово, чтобы там всё «осуществить». Лыж она никогда не видела. Как автор была вынуждена встать на лыжи, чтобы показать, как это всё будет. И, когда испугавшись, она начала подать, то Оля Степанова успел её снять. Другие снимки менее интересны, чувствуется постановочный момент. Случайно сняли видео. Это успел жених. И вот кроме фото, их 6-минутный клип «Невеста на склоне» уже получил 3 приза на фестивалях.
Юрий Молодковец (Ю.М.):
— Очень хороший, красивый снимок. Как фольклор. Нужно ценить и уметь это понимать.

Руденко Георгий (Р.Г.):
— Вы были в жюри «Фотокросса». Есть что-то общее с этим конкурсом у Фестиваля «Сто дорог»?
Юрий Молодковец (Ю.М.):
— Творческое начало есть в каждом человеке, и оно обязательно нуждается в реализации, поэтому когда люди что-то придумывают и выражают себя, – это важно. Даже если они что-то из другой профессии берут. Главное, что это очень точно структурировано. На старте – спортсмен, потом в конце дня он получает какой-то результат. И эмоциональный, и графический также. При этом ему ещё нужно проявить и какую-то творческую способность, чтобы реализоваться.

Руденко Георгий (Р.Г.):
— Можно сказать, что современная цивилизация так живет. Человек работает, отдыхает и попутно реализует себя в этом. И в работе, и в отдыхе. Спасибо, Юрий. Традиционных творческих успехов Вам!

Автор интервью – председатель фото жюри Георгий Руденко

LOGO Фестиваль СТО ДОРОГ 100dorogfest.ru

Фестиваль туристских и спортивных фильмов «Сто дорог»