2007, IV-й,  Документы,  Новости

Сергей Шутый об итогах IV фестиваля «СТО ДОРОГ» 2007

Сергей Шутый, председатель оргкомитета.

Отвечаю нашим друзьям из Казани на вопрос, почему фильмы, победившие в номинациях на казанском фестивале «Юшут», либо вообще не попали в программу фестиваля «Сто дорог», либо, как фильм «Маривьера», прошли малозамеченными.

Этому факту есть несколько объяснений, которые не противоречат друг другу, а дополняют одно другое.

Вероятно, в Санкт-Петербурге живут люди с несколько иным взглядом на жизнь, другим менталитетом и критериями оценки художественных произведений. Поэтому, например, клип Александра Яковлева «О Педре Ловозерском», который у нас занял I место в конкурсе клипов на II фестивале «Сто дорог», «растворился» на фестивале в Казани. Еще пример: в Ярославле фильм Дмитрия Сандлера «Трудноизлечимый» завоевывает II место, а фильм Людмилы Сургучевой «Монолог» не входит в число лауреатов; у нас — все наоборот: «Монолог»— I место, а «Трудноизлечимый» не попадает никуда.

Я могу предположить, что художественный уровень фестиваля «Сто дорог» несколько выше уровня фестиваля «Юшут», так как мы постарались собрать все лучшее, что было на данный момент не только в нашем городе, но и на всем постсоветском пространстве,— поэтому на фестивале мы увидели такие фильмы как «Оставьте ваше сообщение» (г. Рига), «Монолог» (г. Ярославль), «Портрет зимы» (г. Владикавказ) и др.

Вопрос, который волнует большинство зрителей, побывавших на IV фестивале «Сто дорог»,— почему фильм, получивший Приз зрительских симпатий, не выиграл Гран-при фестиваля и даже не завоевал I место в своей номинации?


Итак, «Оставьте ваше сообщение». Фильм снят по заранее написанному сценарию, и это, конечно, шаг вперед. Сценарий интересный, самобытный, но в нем нет драматического развития. Будто бы автор, написавший его, оставил создателям фильма свободное пространство для развития темы (сценарий написан не авторами фильма).

Ну и что, скажете вы. Вот ярчайший пример. Н. В. Гоголь написал «Ревизора» по сюжету, который ему предложил А. С. Пушкин,— и ведь никто не умаляет ни этого произведения, ни самого Гоголя. Кстати говоря, на предварительном просмотре, когда оргкомитет, сплошь состоящий из походников со стажем в самых разных видах туризма, в том числе и горном, отсматривал фильмы, все единодушно отдали этому фильму первенство. А вот жюри расставило фильмы в другом порядке. Может, просто решило «резануть» этот фильм? Нет! В фильме ничего не происходит, нет никакого развития сюжета, только интересный, очень жизненный текст. Никаких происшествий, никаких эмоций. Только множество мелких «проколов». Откуда-то появляются навешенные перила, множество следов на снежном склоне, котелок явно не на одного человека; на протяжении фильма мы видим на главном герое три различных рюкзака. Может быть, все это досадные мелочи? Но кроме всего прочего, фильм явно затянут. И еще: главный герой погибает, уже спустившись на равнину. Я считаю, что фильм бы здорово выиграл, если бы кадры, где герой подходит к обрыву и видит сход лавины, были бы последними кадрами о восхождении. Конечно, эффектно закончить фильм — это искусство. Такое мы пока, к сожалению, видим редко.

Интересно, что впервые в жизни я должен критиковать два фильма, которые мне понравились. Это приходится делать не только потому, чтобы объяснить, почему жюри приняло такое решение, но и чтобы авторы будущих фильмов не повторили ошибки нынешних авторов.

Итак, еще один фильм, который лично мне очень понравился, но жюри его просто проигнорировало. Это клип братьев Клемешовых «Синий цвет». На мастер-классе один из авторов этого фильма сказал фразу о том, что фильм должен «цеплять», захватывать. Меня, да и не только меня, этот клип «зацепил» за душу. А вот жюри — что не понравилось ему в этой, казалось бы, вдумчивой работе? Обилие пустых, маловыразительных кадров, слишком большое количество одуванчиков, а поэтому мало главных героев — парашютистов. При всем этом я бы не опустил этот фильм ниже II места в номинации. Но есть оргкомитет — и есть жюри, и у каждого из них есть свои функции, которые никоим образом не пересекаются.

Еще раз хочу повторить свою мысль, почему люди ходят в походы,— они борются с трудностями стихии, преодолевают себя ради порции адреналина, бурных эмоций. Вот этих самых эмоций на лицах героев нам очень часто не хватает на экране и на фотографиях. Да, это запечатлеть не так просто, как пейзаж, или людей, шагающих по склону, или даже оверкиль катамарана в водопаде. Но туристское кинолюбительство уже выросло из детских штанишек. Зритель в зале стал более разборчив, ему уже не слишком интересно смотреть однообразные кадры с прыгающими каякерами, лыжниками, тропящими лыжню, и т. д. Он это уже видел, и не раз. Ему подавай что-нибудь авторское, идущее из глубины души. Вот этого-то все мы ждем от будущих авторов!