2010, VII-й,  Документы,  Новости

Разные фестивали — разные авторы…

Сергей Шутый, председатель оргкомитета.

Сначала скажем несколько слов об отношении к фильмам худсовета, который отбирает фильмы для конкурсной программы фестиваля «Сто дорог».

При отборе мы прежде всего руководствуемся художественной составляющей и зрелищностью фильмов, не пытаясь при этом искусственно увеличивать экранное время фестиваля, поскольку это непременно привело бы к проведению фестиваля в два дня. А большинство зрителей в своих анкетах голосует за проведение его в один день. Такому выбору зрителей, вероятно, есть несколько объяснений. Во-первых, всем хочется посмотреть самые лучшие фильмы. Во-вторых, хочется пообщаться с друзьями, которых можно случайно встретить на «Ста дорогах» после многолетнего перерыва, — при двухдневной же программе легко разминуться по дням. И, наконец, третья причина: интенсивность нашей жизни с каждым годом возрастает, выделить целых два дня на просмотр фильмов может лишь незначительная часть туристского братства. Имеются и другие основания для того, чтобы не увеличивать программу фестиваля.

Я внимательно просмотрел четыре диска с фильмами III фестиваля «Золотой компас» (Москва). Это 11 часов экранного времени. Автор на этом фестивале может представлять два и более фильмов, однако, в целом программа слабая. Да, движение авторского кино растет и развивается, но не столь быстрыми темпами, как нам хотелось бы. Конечно, авторов нельзя постоянно «бить по рукам» — дескать, слабый фильм, и нечего тебе у нас делать. Необходимо объяснять им, в чем они ошибаются, на какие «грабли» наступают. Все люди разные, и отношение к творчеству абсолютно разное. Один настырен и будет добиваться положительного результата годами, а другой или забросит это дело, или начнет отсылать свои фильмы на менее сильные фестивали, говоря при этом: «Меня на «Ста дорогах» не поняли». Есть характерные примеры. Семья Елены и Владимира Трухиных из Твери — участники I и даже лауреаты II фестиваля «Сто дорог» не попали в конкурсную программу III фестиваля, обиделись на нас и теперь рассылают свои фильмы по другим фестивалям. Ну и что? Посмотрел их фильм из сборника фестиваля «Золотой компас» — откровенно слабая работа, не растут они в своем творчестве. Аналогичный случай — Анатолий Липатов из Москвы.

Однако же есть масса других авторов, которые совершенствуются от фестиваля к фестивалю, радуя своими фильмами поклонников авторского кино.