2010, VII-й,  Документы,  Новости

ИТОГИ VII ФЕСТИВАЛЯ «СТО ДОРОГ»

Сергей Шутый, председатель оргкомитета.

6 февраля 2010 года в Дом молодежи на Новоизмайловском, 48, прошел VII фестиваль туристских и спортивных фильмов «Сто дорог», а 10 февраля по горячим следам фестиваля для всех интересующихся созданием фильмов был проведен традиционный мастер-класс, на котором члены жюри совместно с авторами обсудили итоги фестиваля и разобрали достоинства и недостатки ряда фильмов. В заключение были показаны отдельные фильмы — лауреаты фестиваля и, конечно, фильм, завоевавший Гран-при. Вот об этих работах и хочется сегодня поговорить.

1. Фильм Сергея Бондаренко «Люди-дикари» — Гран-при.
Сергей в этом году дебютировал на нашем фестивале. (Кстати, второй год подряд у нас побеждают дебютанты, ведь мы постоянно ищем новых авторов.) Дебют получился очень удачным. Фильм решен в клиповой манере, на звуковой ряд и песни из фильма «Бриллиантовая рука». Видеоряд прекрасно сочетается со звуковой дорожкой. Хорошая операторская работа и, конечно, юмор на протяжении всего фильма. Смех в зале, а в конце показа продолжительные аплодисменты зрителей говорят о несомненной удаче. По итогам конкурса зрительских симпатий фильм занял II место (поделив его с фильмом Алексея Овсянникова «Искушение в пределах дозволенного»). Мне, честно говоря, не совсем понятно, почему эта работа прошла почти не замеченной на казанском фестивале «Юшут» и совсем не получила откликов на рязанском фестивале. Неужели там не ценят юмор и не видят многочисленные достоинства этого фильма?

2. Фильм Алексея Овсянникова «Искушение в пределах дозволенного» — I место в номинации «Туризм».
Этот фильм был показан на многих фестивалях: в Рязани, Казани, Риге — и везде побеждал. Почему же у нас в Питере он не взял Гран-при? Ответ простой. Вероятно, жюри и зрители (которые также поставили этот фильм на II место) слегка пресытились фильмами Алексея и его философскими размышлениями. Хотя, надо признать, мнения жюри разошлись, и часть жюри голосовала именно за «Искушение». Завораживающие по красоте картины природы и безупречно композиционно выстроенные кадры, очень органично подобранная музыка. В общем, во всем видна рука мастера. Но о таких фильмах не нужно рассказывать — их просто нужно смотреть.

3. Фильм Бориса Яхниса «Tetris» — II место в номинации «Игровой фильм».
Борис снимает игровые фильмы о водных приключениях. «Tetris» занял II место в номинации «Игровой фильм» и совсем немного не дотянул до I места, а возможно, он мог бы вмешаться в спор и за Гран-при. Но слишком уж затянутым оказалось вступление, снятое в аудитории Рижского университета. Многовато повторов подводных съемок, так называемый «двойной конец» — неоправданное возвращение в конце фильма в ту же аудиторию (у фильма должно быть одно логическое завершение). Если бы не эти недостатки, фильм смотрелся бы на одном дыхании.

4. Фильм Оксаны Рахматуллиной «Необыкновенные каникулы 4-го б» — III место в номинации «Туризм» и Приз зрительских симпатий.
Съемка детей — это беспроигрышная тема. А когда у них на лицах сплошные эмоции, это подкупает весь зал, который начинает сопереживать десятилетним детям, впервые оказавшимся без родителей в сложных для себя условиях спортивного лагеря. Будь в фильме меньше повторов, он бы однозначно стал лучше. Неоспорим факт, что большинству авторов стоит поучиться у Оксаны снимать портреты и эмоции.

5. Фильм Леонида Зенкина «Рассказ».
Фильм, несомненно, получился. Что же помешало ему попасть в лауреаты? Одна из причин — «избитость» темы: почему люди ходят в горы? На этот вопрос пытается ответить уже не одно поколение горников. Интересно все же, почему именно люди, совершающие горные походы, пытаются на разные лады ответить на этот вечный вопрос. Почему водные туристы почти не копаются в себе, а уж лыжники или спелеологи вовсе в эти дебри не лезут? Леонид решает представить ответ на этот вопрос в виде внутреннего диалога автора фильма: «за» и «против». Однако здесь сказался неявный, но весьма важный просчет: текст «за» и текст «против» автор проговаривает с одной и той же интонацией. Во-первых, мы не видим смены настроения ни в звуковом ряде, ни в кадре, а во-вторых, это делает фильм более монотонным и однообразным, что, естественно, снижает его зрелищность. При этом все же заметно, что Зенкин как автор, как режиссер растет от фестиваля к фестивалю.

6. Фильм Нелли Виноградовой «Всего одна неделя».
Автор страдает похожей болезнью — тривиальностью подхода к освещению темы. Если Горники вечно задают вопрос, почему они ходят в горы, то у водников любимый вопрос: «А каковы твои ощущения от прохождения порогов?» Хорошие съемки «одеты» в фильме Нелли в форму интервью с участниками похода. Решение, применяемое с давних пор множеством авторов. Тем не менее фильм смотрится, потому что снят с любовью и видно, что процесс создания кино автору интересен, а это как минимум означает, что мы увидим новые фильмы Нелли на следующих фестивалях.

7. Фильм Ирины Бондаренко «Северный Кавказ» — I место в номинации «Клип».
Жанр клипа в этом году попал в явный кризис. Вероятно, это связано с тем, что наши ведущие авторы уже «наигрались» с клипами и перешли в более серьезную весовую категорию. Программа клипов была достаточно ровной, без очевидных лидеров и аутсайдеров. И все же клип Ирины Бондаренко явно выделялся среди всех остальных. Прежде всего, здесь мы видим очень удачное сочетание песни и звукового ряда, хорошие и разнообразные съемки, а за счет всего этого создается хорошее настроение. Поэтому клип и занял первое место в своей номинации.

1.03.2010