На перекрёстке ста дорог
Александр Рощин, председатель жюри фотоконкурса.
Теория о материальности человеческой мысли получила ещё одно убедительное подтверждение – 31 января 2004 года впервые за долгие годы состоялся первый петербургский фотоконкурс-фестиваль, посвящённый туризму. Вышел на поверхность и стал доступен зрителю огромный пласт интереснейших фотографий, дремавших доселе в альбомах личных фотоархивов.
Если быть более точным, тематика конкурса оказалась весьма обширной. Она рождалась на глазах отборочной комиссии (читай –жюри) из огромного числа сюжетов и направлений, связанных с путешествиями и туризмом.
Первый тур отбора снимков был скорее совещательным, так как вместо 5 контрольных отпечатков размером 13х19 см или выставочных образцов 20х30 и 30х40 см, участники приносили пухлые отчёты о путешествиях, робкие снимки из пригородов Петербурга и семейные кадры на память. Для комиссии это был эффект первого блина. Сказалось отсутствие хорошей информационной базы, сделанной заранее, а главное, чётко отработанного положения о конкурсе, его целях и задачах. А как создать положение, если ещё нет наработок? Пришлось решать вопросы по горячим следам, и комиссия справилась с этим блестяще.
Цели и задачи фотоконкурса сто дорог оказались не совсем типичными для традиционных городских выставок и конкурсов. Их можно определить как:
- пропаганда здорового образа жизни;
- охрана природы и окружающей среды;
- развитие фотоискусства и повышение фотографического мастерства;
- знакомство с красотами труднодоступных участков планеты и их населением;
- рассказ о трудностях и приключениях во время путешествий, об экстремальных видах спорта, связанных с туризмом.
Опытным путём во втором туре отбора фотографий определились несколько номинаций фотоконкурса:
- горный туризм и альпинизм;
- водные путешествия;
- красоты природы труднодоступных районов;
- жанровый походный портрет;
- экстремальные виды спорта.
После этого стала ясной методика определения победителей. Основными критериями единодушно было решено считать эмоциональное воздействие снимка, уникальность ситуации и оригинальность трактовки того или иного сюжета. Победитель в двух и более номинациях автоматически становится победителем конкурса и получает Гран-при фестиваля щедрые призы от спонсоров. Вот тут-то, что называется на финише, и разгорелась настоящая спортивная борьба среди лидеров.
Заядлый турист и опытный фотолюбитель Юрий Тихонов представил солидную подборку интересных снимков почти по всем номинациям. С двух сторон его потеснили представительницы слабого пола, подавшие свои коллекции буквально в последний момент. Очень выразительные и несколько, не по-женски, суровые кадры Татьяны Парфишиной рассказывали о сложностях горных путешествий. Головокружительные ракурсы водного слалома и кульминационные моменты борьбы с бушующей водной стихией перемежались с жанровыми сценками на снимках Ольги Степановой.
Гран-при фотоконкурса и большую часть дипломов всё же отвоевали мужчины, но признаться, скрытое лидерство, как по численности, так и по общему эмоциональному настрою явно было за женским составом участников.
Сто дорог вновь лежат перед туристами фотографами. Кому-то предстоит сделать свои первые шаги, другие прошли уже тысячи. Удача улыбается только тому, кто не останавливается на достигнутом и знает куда идёт.
Фестиваль СТО ДОРОГ 2004 закончился, а значит, эстафету берёт фестиваль 2005. Хочется, чтобы он прошёл более организованно, более масштабно, в красивом выставочном зале и получил развитие на долгие годы.