2005, II-й,  Документы

Размышления об итогах II-го фестиваля СТО ДОРОГ 2005.

Сергей Шутый, председатель оргкомитета фестиваля «Сто дорог»

Вот и стал достоянием истории Второй фестиваль туристских и спортивных фильмов «Сто дорог». Чем же он отличался от Первого фестиваля?

Еще в прошлом году казалось, что зал кинотеатра «Спорт» заполнен до отказа. Теперь же зал был набит битком, он просто не мог вместить всех желающих посмотреть фильмы. Администрация кинотеатра была вынуждена соорудить баррикаду при входе в помещение, чтобы пропускать народ только по билетам.

Поражал и состав зрителей — от маленьких детей, которых родители привели за ручку, до людей весьма почтенного возраста. Если наше мероприятие будет расти с такой скоростью, то какие нам будут нужны залы через два-три года?!

Но пора уже о самих фильмах. Гран-при фестиваля уже второй год подряд получает Алексей Овсянников. Может быть, конечно, сказалось отсутствие в конкурсной программе фильма Ивана Самойленко (его фильм «Северная стена Жанну II» продолжительностью 20 минут был включен во внеконкурсную программу)? Но на этот раз все пять членов жюри единодушно отдали свои голоса фильму «6 100». По оценкам жюри, да и самих авторов-соперников, этот фильм заслуживает высшей награды. Люди, не знающие, как Алексей снимает и монтирует свои фильмы, думают, что все это происходит в профессиональной студии и снимается профессиональным оборудованием, настолько четко и грамотно смонтированы все кадры. Удивительна и работа со звуком. Рассуждать об этом фильме можно достаточно долго, но лучше посмотреть его собственными глазами.

Теперь давайте вспомним, как реагировал на фестивальные фильмы зал. Мы уже прежде говорили, что зритель любит короткие фильмы, особенно если они насыщены юмором. И действительно, зал особенно активно реагировал во время показа фильма Андрея Тиханова «Не ходите, дети, в Африку гулять». Непринужденное сравнение Лондона и Петербурга, а затем путешествие попеременно по Нилу и вдоль реки Волчья вызвало в зале бурю эмоций, одобрительный смех и шквал аплодисментов. И вот что интересно: именно этот фильм завоевывает Приз зрительских симпатий, опережая идущего на втором месте в опросе зрителей Алексея Овсянникова и отставшего от него на пару голосов Николая Алексеева (фильм «Ветер перемен»). Хорошая операторская работа Алексеева была слегка подпорчена избытком текста, который зачастую дублировал видеоряд. В целом же фильм рождает добрые чувства и переполняет зрителей эмоциями. При этом отметим также, что в фильме наблюдалось разночтение ритмов текста и видеоряда.

Сразу после Первого фестиваля «Сто дорог» в оргкомитете родилась идея вынести клип в отдельную номинацию. Второй фестиваль подтвердил правильность этого решения. Похоже, это нововведение понравилось всем — и авторам, и зрителям [если есть другие мнения, просьба написать организаторам фестиваля — roadshut@newmail.ru, Сергей Шутый]. В этой номинации основная борьба за I место развернулась между клипами «О Педре Ловозерском» Александра Яковлева, и «Увидеть Памир и умереть» Марины Мягковой. Жюри оценило юмор фильма Яковлева: с незначительным, едва ощутимым перевесом он занял I место. II место у Марины Мягковой. На III месте прошлогодний победитель в номинации «Туризм» Юрий Дынин с клипом «Рафтинг для взрослых»; вероятно, это шажок назад для этого автора, так как на не только жюри, но и зрители Второго фестиваля отдали ему намного меньше голосов, чем в прошлом году. Необходимо также отметить, что Дынин выступил в роли оператора в фильме Мягковой,— конечно, его грамотная операторская работа заслуживает внимания.

Чуть ниже лауреатов в номинации «Клип» расположились еще два автора, которым не хватило какого-то одного компонента, чтобы выйти в призеры. Клип «По высокой воде» Петра Артамонова и Андрея Михалевкина впечатлил авторской песней в манере Высоцкого — меня, как любителя водных походов, эта песня просто порадовала: в ней передан дух бурного, стремительного половодья. Недаром жюри отметило этот фильм, вручив авторам диплом «За лучшее музыкально-звуковое сопровождение фильма». Но вот беда: видеоряд отстал в своем совершенстве. Больше бы крупных планов, точнее бы расставить музыкальные акценты! Но увы — клип остался за чертой призеров.

Вячеславу Зайцеву с его клипом «На краю земли» не хватило совсем другого. Впечатление от фильма испортила песня на английском языке. Исполнение песни на русском языке всегда более выигрышно, оно дополняет видеоряд и делает фильм более интересным и содержательным. Уважаемые авторы! Не попадайтесь на удочку красивых иностранных песен — проиграете: и жюри, и зрители отдадут голоса другим.

9 февраля 2005 года в видеоклубе при ДК им. Ленсовета прошел так называемый мастер-класс — этакий разбор полетов. Алгоритм этого мероприятия выглядел так: авторы, зрители и члены жюри просматривали фильм, и начинался разговор. Жюри высказывало мнение о фильме. Затем зрители поддерживали обсуждение. Авторы отвечали на вопросы. Ну а самые въедливые авторы настойчиво просили критиковать их произведения по полной программе, «от корки до корки», чтобы в следующий раз было неповадно наступать на те же грабли. Можно поручиться, что в зале проходила дружелюбная деловая беседа, царили доброжелательные отношения. И авторам такой мастер-класс пошел на пользу.
Вспоминая прошлый фестиваль, заметим, что авторы, побывавшие тогда на мастер-классе, такие как Марина Мягкова, Виктория Быстрова, явно прибавили в своем мастерстве. Будем надеяться, что и нынешний мастер-класс пошел на пользу авторам и на Третьем фестивале мы увидим новые интересные фильмы, созданные нашими творцами.

Немного о конкурсе зрительских симпатий. Похоже, анализ Первого фестиваля, проведенный в прошлом году, подтвердился полностью. Напомню свои слова: «Зритель любит юмор, короткие фильмы и из двух примерно одинаковых по уровню работ выберет фильм, а не клип». Так и случилось на этот раз. Казалось бы, фильм Алексея Овсянникова «6 100» эмоционален, весь пропущен через себя, с прекрасной работой со звуком, с грамотно построенным видеорядом — но немного затянут, может быть совсем чуть-чуть. И зритель ставит на I место «Не ходите, дети, в Африку гулять» Андрея Тиханова. Пять минут юмора — и успех у зрителя обеспечен. На третье место в конкурсе зрительских симпатий, как показал анализ анкет, вышел фильм Николая Алексеева «Ветер перемен»— благодаря выплеснутым на экран эмоциям и необычным объектам съемки (ведь признаемся, что мало кто из нас ночевал в пустыне в окружении верблюдов). Интересно, что клипы в этом году отодвинуты зрительным залом на IV и более низкие места.
Вызывает удивление тот факт, что в тройку лидеров конкурса зрительских симпатий не вошел на этот раз ни один водный фильм, хотя наиболее активную часть зрителей составляют, как доподлинно известно, водники.
И еще закон, который действует всегда: если в фильме нет действующих лиц и отсутствует текст, то ни жюри, ни зрители его не оценят. Яркий пример — фильм Эдуарда Манукянца «Водопады Мидаграбина» (всего один голос в зрительских анкетах).
Лучший, по мнению жюри, фильм в номинации «Спорт» «Автограф чемпиона» Владимира Кочурова не набирает ни одного голоса у зрителей; фильм «Камчадал», занявший в этой номинации II место,— один голос; фильм «Гонка», получивший III место,— ни одного голоса. Может быть, зрителям вообще неинтересна тема спорта, и на следующих фестивалях стоит отказаться от этой номинации?

Хотелось бы сказать несколько слов о тех фильмах, о которых мы еще не говорили. «Чужие» Дмитрия Крекова — это попытка показать ту грань, которую переступают немногие отчаянные люди, поборовшие естественный страх перед высотой. Дмитрий показывает нам другой мир. Вероятно, там все другое. В этом случае необходим совершенно другой подход к видеоряду и звуку, в том мире они также отличаются от привычных нам, земных. На взгляд жюри и мой собственный, автор достаточно нетривиально подошел к этому вопросу и фильм получился.

Теперь о фильме «Весна» Виктории Быстровой. Он подкупает своей лиричностью и родным звуком. Живой репортажный текст рождает ощущение подлинности, трогает душу лиризм фильма. Видно, что у автора появился творческий почерк. Как привычно и знакомо воднику ожидание весны, неистового половодья, вскипающих на короткое время порогов! Поймать этот момент, угадать пик паводка и окунуться в мир ожившей после зимней спячки природы — ты действительно ждешь этого момента целый год, с окончания прошлого весеннего похода! Вероятно, фильму Виктории Быстровой не хватило чистоты звукового ряда, да еще самого малого в режиссуре, и она попала бы в призеры.

ОСОБО НУЖНО ПОБЛАГОДАРИТЬ СПОНСОРОВ ФЕСТИВАЛЯ. И в первую очередь выделить фирмы «Снаряжение» и «Тритон»: в прошлом году они вежливо отказались от спонсорства, зато во Втором фестивале приняли активное участие. Фирмы «Терра» и «RedFox», НСТФ «Фестиваль Вуокса» принимают спонсорское участие в фестивале уже второй год подряд, а некоторые — «Беркут», «Илакс», «OnTop», «Планета Спорт»— стали нашими спонсорами в первый раз.

  1. Может ли клип быть достаточно сильным, чтобы выиграть Гран-при?
  2. Как долго может продолжаться гегемония Алексея Овсянникова?
  3. Сможет ли кто-нибудь в ближайшее время сделать более — не побоюсь этого слова — блестящий фильм, чем Алексей?
  4. Появятся ли на экране достойные фильмы о таких видах активного отдыха, как велосипед, горные лыжи, путешествия под парусом?

Ответы на эти вопросы зависят от вас, дорогие авторы будущих фильмов.

Подводя итоги фестиваля, можно с уверенностью сказать, что уровень фильмов вырос. Заглянув в протоколы жюри и сопоставив их со своими впечатлениями от фестивальных фильмов, отмечу, что основная группа авторов представила довольно ровные по силе эмоционального воздействия фильмы. И порой, при общем высоком уровне фильма достаточно удачной фразы, нетривиального подхода к звуку и видеоряду, чтобы завоевать расположение жюри и зрителей и попасть в число лауреатов.

Хочется поздравить всех с приходом весны и началом нового туристского сезона! Желаю всем новых интересных путешествий! Сергей Шутый, Председатель оргкомитета фестиваля «Сто дорог»

LOGO Фестиваль СТО ДОРОГ 100dorogfest.ru

Фестиваль туристских и спортивных фильмов «Сто дорог»