2005, II-й,  Документы

Впечатления Обычного Зрителя

Гpигopий Кpoнин, Санкт-Петербург:

Не держал в руках видеокамеру. Не интересовался тонкостями операторской и режиссерской работы. Фотографирую «мыльницей» и не стыжусь этого. Но я любопытен. Мне интересно жить. Ходить в несложные походы, участвовать в любительских соревнованиях, борясь не с соперниками, а с секундомером и самим собой. Читать журналы «Экспедиция», «ГЕО», «Вертикальный мир». Выискивать в телепрограмме передачи о природе и путешествиях. Читать книги Владимира Арсеньева, Жоржа Блона, Джека Лондона. У меня есть туристское снаряжение и даже байдарка для несложных походов. Мне знакомы значения слов «жюмар», «оверкиль», «шивера», «бескид». Десяток моих друзей тоже интересуются активным отдыхом и спортом. Я обычный рядовой зритель, купивший билет и пришедший на конкурсный показ фильмов фестиваля «Сто дорог». Организаторы зрелища должны стараться именно для меня, Обычного Зрителя, а не ради десятка критиков, членов жюри и своих знакомых. Что же увидел Обычный Зритель?

Главное впечатление от фестиваля: он превзошел ожидания. Откуда Обычному Зрителю знать, кто и как снимает туристские фильмы? Что он знает о видеофильмах? Известны прекрасные, в основном иностранные, фильмы из научно-популярных телепередач. Отрывочные кадры, слухи о том, что кто-то где-то хорошо снимает. Любительские съемки вроде «Сам себе режиссер», не интересные никому, кроме тех, кто их делает. Именно их ожидал увидеть Обычный Зритель, надеясь среди неловких поделок самозванных мастеров разглядеть занимательное.

С первого кадра первого фильма я понял: вот он, искомый третий полюс кинематографии: буду смотреть весь показ до конца, не вставая с кресла. То, что происходит на экране,— настоящее кино. Это было основным впечатлением от фестиваля, под которым нахожусь до сих пор. Попал на фестиваль случайно и — о ужас! — мог этого не увидеть. Мне повезло. Я видел. Не просто видел, а смотрел, не отрываясь, весь конкурсный показ, от первого до последнего фильма. По истечении положенных шести часов всерьез огорчался, что продолжения не будет. Часто ли случалось вам смотреть кино шесть часов подряд, не чувствуя времени, с нетерпением ожидая каждого следующего кадра? Если так, то вам повезло. Мне такая удача выпала впервые. Не стану делать вид, что мне понравилось все, что было на экране. Но искренне пережил увиденное и думал о нем все время, пока в зале был выключен свет. Ко многим сюжетам мысленно возвращаюсь спустя недели.

Уважаемые участники и организаторы фестиваля! Вы достигли цели. За такое зрелище можно простить все: технические неполадки, тесный зал, толчею в туалете, косноязычие ведущего. Через год Обычный Зритель задолго до начала фестиваля купит вожделенный билетик и приведет с собой друзей.

Таково ощущение от фестиваля в целом, но оно, конечно, дробится на отдельные впечатления от фильмов. Некоторые из них просто понравились, были и такие, которые вызвали недоумение, смущение, восторг — но только не равнодушие. Ниже Обычный Зритель попытался изложить свои впечатления от наиболее запомнившихся работ.

«Чужие». Кажется, автор перестарался со специальными эффектами, хотя получил за это отдельную похвалу от жюри. Обычному Зрителю фильм показался затянутым, несмотря на свои «5 минут». Я все ждал, когда же кончится вступление, цвет станет нормальным и можно будет разглядеть, как люди прыгают с парашютом. Не дождался. Зато ощутил, что недосягаемые герои-парашютисты (в миру такие же люди, как и мы) на время полета выходят из привычной жизненной плоскости и летают наяву. Пожалуй, лента более заслужила одобрение критиков за оригинальный подход, чем аплодисменты Обычного Зрителя.

«О Педре Ловозерском». Единственный фильм конкурсного показа, который мне не понравился. По-настоящему смешным может быть только то, что остроумно. Возможно, для того чтобы разглядеть в сюжете остроумие, следовало быть поближе знакомым с авторами фильма. Тогда было бы легче ухватить нить, которая донесла бы до меня их настроение. Судя по реакции зала, таких «просветленных» зрителей оказалось немало. Увы, мне не повезло. Для Обычного Зрителя весь юмор оказался вытеснен за пределы кадра пошловатым текстом.

«Невеста на склоне». Идея свадьбы на горнолыжном склоне любопытна и в меру оригинальна. Большинство из нас, увидев в газете заметку о таком бракосочетании в каком-нибудь разделе «курьезы», поверило бы в это. Известно, что находятся оригиналы, всерьез совершающие священную церемонию под водой, на воздушном шаре, в кабине самолета и в иных необычных местах, поэтому шуточный сюжет фильма не выглядит фантастическим. Наверное, фильм понравился бы Обычному Зрителю еще чуть больше, если бы церемония была разыграна более обстоятельно. Где в толпе лыжников родители жениха и невесты, сотрудники ЗАГСа, родственники с подарками? Они могли сделать сюжет более остроумным и смешным. А самим актерам улыбаться поменьше — все-таки нечасто приходится в брак вступать, дело ответственное. Прощай, холостая жизнь. Вызывает восхищение то, что актеры-любители решились на столь геройскую съемку, и что авторы удачно уложили необычный сюжет в одну минуту. Многие часы работы, потраченные на обдумывание, подготовку, съемку и монтаж этой шутки-минутки, не пропали даром. Обычный Зритель не смеялся вслух, но ему было весело.

«По высокой воде». Приз за фильм следовало бы вручить не столько авторам, сколько Владимиру Высоцкому. Нас много, а он один. Как ни часто звучат его песни, они того заслуживают. Что было на экране, помнится плохо. Что-то красивое: скалы, водопады, смелые туристы, бросающие вызов стихии. После просмотра прослушал заезженный до царапин диск. Владимир Высоцкий — это наше все.

«Многоликая Лапландия». Мне показалось, что фильм незаслуженно обделен зрительским вниманием — наверное, потому, что, по сравнению с другими лентами, в нем не было ничего особенного. Просто хорошо. Просто видно, что автор знал, где и когда нужно включить и выключить камеру. Автор нашел удачную форму повествования в перекличке с детской сказкой, знакомой Обычному Зрителю. Без этого было бы обыкновенное «поехали в горы, залезли, спустились, молодцы», а с мультфильмом получилось настоящее кино.

«Автограф чемпиона». Нетрудно привлечь зрителя, показав фильм о том, что он знает и умеет. Туристы-водники внимательно смотрят кадры, на которых другие команды проходят известный им порог. Альпинисты счастливы узнать знакомую вершину. Спортсмен, участвовавший в соревнованиях, охотно просмотрит их видеозапись. Каждый будет воображать себя на месте тех, кого видит на экране. Но попробуйте показать спортсмену-бегуну отчет о соревнованиях по парусному спорту. Или пятиборцу дайте видеозапись гонки на мотоциклах. Или Обычному Зрителю — регулярные соревнования профессиональных спортсменов по неигровым видам спорта. Показать так, чтобы заинтересовать,— это искусство. Авторы фильма добились того, что теперь я знаю, что такое ледолазание. Мне стало интересно. Пусть мне незнакомы правила соревнований и названия тех штуковин, которыми спортсмены цепляются за «сосульку». Теперь, услышав слово «ледолазание», я вспомню: да, это оно, я знаю. Если кто-то скажет мне, что занимается ледолазанием, ему не придется объяснять мне, глупому, что это такое, и главное, ему не придется объяснять, что это очень интересное дело. «Если будет выступать — я пойду смотреть».

«Не ходите, дети, в Африку гулять». Обычный Зритель доволен. Его уважают. Его развлекают. Ему приятно: вот она, река Волчья, его, он там был, он мок на ней под дождем, переправлялся через нее вброд, под снегопадом протаскивал байдарку через завалы. Именно в этой речке, под эти самым деревом он искупался вместе со своими лыжами, провалившись под весенний лед. Что может быть лучше такой речки? Иные фильмы про каких-то далеких героев, «настоящих туристов», а это про нас, про меня… Работа оператора и монтажера незаметна, а значит, качественна. Текст за кадром на грамотном русском языке объясняет зрителю то, о чем он догадывается, но не решается сказать. Юмор настоящий, простой и непошлый, за его простотой стоит мысль. Обычный Зритель чувствует это и охотно голосует в конкурсе зрительских симпатий. Среди других фильмов фестиваля есть более выигрышные по качеству съемки, по оригинальности туристских маршрутов, технических решений. Но наиболее симпатичен зрителю именно этот.

«Камчадал 2004». Одни люди лазают по ледяной сосульке, другие гоняются на собачьих упряжках. Мне удалось прикоснуться, почувствовать, как и, главное, почему они это делают. Обычный Зритель больше не задаст глупый вопрос «зачем?». Он знает ответ. Они делают это по той же причине, которая заставляет Обычного Зрителя сплавляться весной по реке Волчьей, бегать 100 километров за 24 часа, бродить по болотам в поисках фундамента старинной часовни, лезть на перевал только для того, чтобы с него спуститься. Фильм так и просится в широкий прокат, его с удовольствием посмотрят именно те, кто не имеет понятия о том, что такое собачья упряжка. Качество монтажа и операторской работы на высоте. Недостаток голосов в конкурсе зрительских симпатий могу объяснить так: есть фильмы «симпатичные», а есть «интересные». Это не одно и то же. В конкурсе на «приз зрительского интереса» у «Камчадала» был бы реальный шанс на победу.

«Увидеть Памир и умереть». И что дальше? Титры закончились, зажегся свет, а в зале тихо. Нужно ли аплодировать? Чему? Утонул он или нет? Обычный Зритель в недоумении. Загадочный сюжетец получился: катамаран опрокинулся, двоих гребцов смыло, они утонули (смотри название фильма), и это зафиксировано видеокамерой. Река красивая, да, очень, и течение снято так, что брызги едва не вылетают из экрана в кинозал. Не выбрасывать же такую запись: тех, кто утонул, все равно не вернешь, так давайте сделаем фильм. Так, что ли, я правильно понял? Или, наоборот, при помощи грамотного монтажа зритель был подведен к открытому финалу: утонули или нет — не важно, зато каков сам процесс… Обеспокоенный этим вопросом, Обычный Зритель после просмотра не поленился обратиться в оргкомитет фестиваля (да, грешен, Обычного Зрителя интересуют такие вопросы, он любопытен). Нет, никто не утонул. Все спаслись. Тогда зачем в названии слово «умереть»? Зачем в названии набившая оскомину аналогия с Парижем? И какая мораль? Что хотел сказать автор? Уверен, что те, кто знаком с автором, все поняли. Они не нуждаются в титрах и комментариях. Обычный Зритель в недоумении. Зачем ему все это показали? Фильм странный. Ответы на десять вопросительных предложений этого абзаца доставили мне ценный материал для размышлений, дали повод поразмыслить не только об увиденном на экране, но и о себе. Спасибо создателю фильма за это. Цель достигнута, хоть, возможно, и не та, о которой помышлял автор.

«6100». Замечательно. Это не просто фильм, это искусство кинематографии. Прекрасная работа. Дотошный критик найдет к чему придраться, а Обычный Зритель в восторге. Ни одного лишнего кадра. Ни одного лишнего слова. Прекрасный монтаж. Мысль автора видна в каждом кадре. Спасибо Вам, Алексей, за эти восемнадцать минут, пролетевшие как одна. Я запомнил Вашу фамилию и буду искать ее в анонсах.

LOGO Фестиваль СТО ДОРОГ 100dorogfest.ru

Фестиваль туристских и спортивных фильмов «Сто дорог»