2009, VI-й,  Документы,  Новости

О «детских» болезнях, о регламенте и продолжительности фильмов

Обращение Сергея Шутого к начинающим авторам.

На улице ещё осень, а многие авторы уже присылают свои работы. Зачастую столь ранняя заявка фильма на фестиваль вызвана желанием узнать мнение о нём понимающих людей и провести «работу над ошибками». Что же хочется посоветовать авторам в первую очередь? Прежде всего, как можно быстрее избавиться от «детской» болезни. «Детской» я ее назвал не случайно, ибо абсолютное большинство авторов через нее проходит, создавая свои первые фильмы. И в этом, очевидно, нет ничего страшного. Я и сам этим переболел и из своего опыта знаю, как трудно на первых порах твердой рукой вырезать весь брак, вычленить необходимые только для твоего фильма, для твоей идеи эпизоды, наконец, не затягивать эти самые эпизоды, не повторять уже вставленные сюжеты. Когда я создавал свой первый фильм, я вылез по времени за рамки регламента конкурса. Уже позднее, после окончания курсов, я стал составлять сценарный план и сразу определять, сколько экранного времени на что можно потратить.

Кстати, совет. Для начинающих любителей создание именно клипа очень мобилизует мозг и руки. Если четко следовать словам песни клипа и держаться кинематографических канонов, то всё очень просто: общий план — до 5 с, средний — 3–4 с, крупный — не более 2 с. Пример из моего опыта: трехминутный клип вобрал в себя четыре часа материала, снятого на две камеры, и отразил основные сюжеты трехнедельного похода. Но, конечно, когда создается фильм, работают немного другие законы.

Многие советуют сделать более жесткими временные рамки для фильмов. Почему мы пока не идем на это? Существуют международные стандарты, которые обусловлены тем, что бывают случаи, когда весь материал сверхинтересный во всех отношениях. Но поверьте моему опыту: обычно на фестиваль представляют один-два таких фильма, да и то не на каждый. Чаще бывает, что и 15-минутный фильм кажется зрителю затянутым. А на фестивале «Сто дорог» зритель достаточно строгий судья. Он уже посетил несколько фестивалей и научился выделять действительно интересные работы, а потому стал требовательным и даже привередливым в хорошем смысле этого слова. Он хочет посмотреть на фестивале как можно больше всего, и рейтинг зрительских симпатий четко говорит не в пользу длинных фильмов.

И еще. Уважаемые авторы! Задумайтесь над тем, что фильм о водном походе должен быть интересен не только водникам, но также и горникам, спелеологам, равно как и фильм про горы — не только почитателям гор.

Успехов вам, творцы!

Сергей Шутый, председатель оргкомитета фестиваля СТО ДОРОГ

LOGO Фестиваль СТО ДОРОГ 100dorogfest.ru

Фестиваль туристских и спортивных фильмов «Сто дорог»